ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АБАНСКИЙ РАЙОН
Красноярский край, Абанский район, пос. Абан, ул. Пионерская, дом 4

Неформальная занятость

Н е ф о р м а л ь н а я  з а н я т о с т ь:

Контактная информация по направлениям работы

по снижению неформальной занятости

муниципальной рабочей группы Абанского района

№ п/п

ФИО

Должность

Контактный телефон

(рабочий, сотовый)

Адрес электронной почты*

1.

Руководитель Рабочей группы

Иванченко Галина Васильевна

Глава Абанского района

8(39163)22608

aban-adm@yandex.ru

2.

Курирующий заместитель главы

Кортелева Ольга Валентиновна

Заместитель главы Абанского района

8(39163)22201

aban-adm@yandex.ru

3.

Курирующий начальник отдела

Уманцева Ольга Анатольевна

Начальинк отдела СЭР администрации Абанского района

8(39163)22622

aban-econ@yandex.ru

4.

Непосредственный исполнитель

Хоменкова Оксана Евгеньевна

Главный специалист отдела СЭР администрации Абанского района

8(39163)22514

Khomen.o@yandex.ru

5.

Лицо, замещающее непосредственного исполнителя на время отсутствия

Уманцева Ольга Анатольевна

Начальинк отдела СЭР администрации Абанского района

8(39163)22622

aban-econ@yandex.ru

6.

Телефон «горячей линии»

8 (39163) 22 514 (в рабочие дни с 08-30 до 16-30)

7.

Адрес размещения информации о работе по снижению неформальной занятости
в сети «Internet» (ссылка на страницу)

https://abannet.ru/deyatelnost/ekonomicheskaya/neformalnaya-zanyatost/n…

Неформальная занятость и ее последствия

Отдельные работодатели предпочитают не оформлять трудовые отношения, а работники по-прежнему получают неофициальную заработную плату, так называемую зарплату «в конвертах» и работают без оформления трудового договора.  Необходимо отметить, что при любом варианте «серых схем трудовых отношений» и выплате зарплаты «в конверте» возникает проблема следующего рода: с одной стороны работнику платят, как правило, достаточно большую заработную плату, но при этом с неё не уплачиваются налоги, взносы в государственные внебюджетные фонды.

Работник, соглашаясь на выплату зарплаты в «конвертах», должен помнить, что не оформление в установленном законодательством порядке трудового договора является не только нарушением трудового законодательства, но в перспективе влечет за собой проблемы для работника.

Работая в условиях «серой схемы трудовых отношений» работник остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем; он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель. Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, т.к. для этого требуются свидетельские показания, однако, далеко не всегда работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.

Не оформляя в установленном законодательством порядке прием на работу работника, работодатель лишает его заслуженного пенсионного обеспечения. Период работы без оформления в установленном порядке трудовых отношений не будет включен в страховой стаж, что приведет в будущем к низкому размеру пенсии.    

Работник не будет иметь права на выплату пособия по временной нетрудоспособности в случае несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, пособия на случай безработицы, права на получение ежегодного оплачиваемого отпуска, социальных гарантий, предусмотренных коллективным договором и локальными нормативными актами, действующими у работодателя.

Работник также лишается возможности получить банковский кредит, социальный налоговый вычет при приобретении квартиры, получении платного образования и платных медицинских услуг.       

Кроме того, работники должны помнить, что обязанность по уплате налога на доходы физических лиц лежит на самих гражданах, и тот факт, что работодатель по каким-то причинам его не перечислил, не освобождает работников от ответственности. Работник, получивший доход, с которого не был удержан и перечислен работодателем налог, обязан самостоятельно в срок до 30 апреля следующего года задекларировать такой доход по месту своего жительства и до 15 июля самостоятельно уплатить его.  В противном случае он может быть привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации: штрафу в размере 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее предоставления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. рублей. Обращаем внимание работодателей и работников на необходимость легального оформления трудовых отношений путем заключения трудовых договоров, недопущения фактов неформальной занятости.

Напоминаем, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Памятка работнику

По вопросам оформления трудовых отношений и выплаты заработной платы

1. Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключение которого является обязательным условием при приеме на работу (статья 16 ТК РФ).

Трудовой договор представляет собой соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работником и работодателем. Экземпляр, хранящийся у работодателя, должен содержать подпись работника о получении своего экземпляра договора.

ТК РФ не допускается заключение между работником и работодателем гражданско-правового договора, если фактически между ними имеют место трудовые отношения (часть 2 статьи 15 ТКРФ).

2. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня (ст. 136 ТК РФ). Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). Минимальная заработная плата составляет 10592 рубля.

3. Основные способы защиты работником своих трудовых прав и свобод:

- самозащита работниками трудовых прав;

- защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

- государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- судебная защита.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется:

- Государственной инспекцией труда в Красноярском крае (660059 г.Красноярск, ул. Семафорная,433/2 тел. 89138360500);

- Прокуратура по Абанскому району (663740, п. Абан, ул. Советская, 60)

Обязательным условием для проведения внеплановой проверки является обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

В Абанском районе создана рабочая группа по снижению неформальной занятости, комиссия легализации «серой» заработной платы, повышению собираемости налоговых платежей и страховых взносов во внебюджетные фонды. В системе мер по борьбе с выплатами "теневых" зарплат и снижения неформальной занятости организованы "горячие линии", по телефонам которой граждане могут сообщать о нарушениях, связанных с выплатой заработной платы.

Если вы столкнулись с нарушениями порядка выплаты заработной платы или работодатель не заключает с вами письменный трудовой договор, просим вас обращаться в администрацию города по телефону «горячей линии»: 8(39163) 22-514.

Памятка работодателю

О мерах административной ответственности работодателей за нарушение норм трудового законодательства,

в том числе в части неоформления (либо ненадлежащего оформления) трудовых отношений с работником

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №421-ФЗ вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), предусматривающие усиление мер ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:
Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в части минимального размера оплаты труда, сроков выплаты заработной платы, формы оплаты труда и других положений трудового законодательства(за исключением нарушений, указанных в ч. 2 и ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ и в ст. 5.27.1 КоАП РФ),
влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ совершение вышеуказанных административных правонарушений лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение
влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от пятидесяти до семидесяти тысяч рублей.
Одновременно в КоАП введены с 2014 года новые составы административных правонарушений в сфере трудового законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор)
влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 5.27 КоАП уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем,
влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 5 ст. 5.25 КоАП РФ совершение административных правонарушений, указанных в ч 2 и ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение,
влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере пяти тысяч рублей;
- должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного до трех лет;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от тридцати до сорока тысяч рублей;
- на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного до трех лет;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей;
- на юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей.

Социальный опрос по неформальной занятости

Документация по неформальной занятости:

Социальный видеоролик: Зарплата в конверте

Социальный видеоролик: Залог социальных гарантий

Социальный видеоролик: Только белая зарплата

Зачем нужно снижение

неформальной занятости населения

Третий год в нашем районе работает группа, целью которой является снижение неформальной занятости населения. О работе этого общественного формирования рассказывает заместитель главы администрации Абанского района О.В. Кортелева.

Ольга Валентиновна, если можно, коротко о предыстории появления рабочей группы, с чего все начиналось.

Начнем с того, что, по инициативе Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец  и министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина,  для организации и координации работы по снижению неформальной занятости, легализации
«серой» заработной платы и повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды по муниципальному образованию, в октябре 2014 года было проведено специальное совещание на эту тему. Принятые на нем решения были направлены соответственно в субъекты России и далее на исполнение в муниципальные образования. В начале 2015 года в Абанском районе распоряжением Главы района была образована рабочая группа, которую по должности возглавил сам глава муниципального образования А.А. Анпилогов, его заместителем назначена С.Д. Горнакова - первый заместитель Главы администрации района, а так же по согласованию представители федеральных органов и муниципалитета.

С чем пришлось столкнуться в начале работы?

В Абанском районе численность трудовых ресурсов составляет около 12 тыс. человек, из них официально занято в экономике на тот момент было около 50 % от численности трудовых ресурсов. То есть, количество лиц, незанятых в экономике района, составило более 6 тыс. человек.
Трудно поверить, что такое количество людей не осуществляет какую-либо трудовую деятельность и не зарабатывает себе на жизнь.
При этом, надо осознавать и социальный аспект проблемы, то есть  выделить следующие негативные последствия, которые несёт в себе неформальная занятость населения:
-    доходы от деятельности в неформальном секторе не облагаются налогами, не уплачиваются страховые взносы, поэтому бюджеты различных уровней и социальные фонды лишаются значительных средств.
Эта проблема является очень важной в настоящий момент, так как в условиях неблагоприятной экономической и финансовой ситуации потеря государством налоговых выплат и социальных взносов может существенно затруднить выполнение не только инвестиционных программ развития, но и выполнение социальных программ (строительство дорог, объектов ЖКХ, социальных учреждений, школ, детских садов)
и обязательств перед населением (бесплатное медицинское обслуживание, достойное социальное страхование и др.);
-    следующий момент — это уязвимость и правовая незащищённость самих работников, вовлечённых в неформальную занятость, так как нет возможности регулировать их отношения занятости, нет документального подтверждения трудовых отношений, и негативные последствия этого
проявляются в случаях возникновения спора с работодателем,
наступления случаев временной
нетрудоспособности, производcтвенного травматизма, трудового
увечья, последующего пенсионного и социального обеспечения.

Какие задачи сегодня решает рабочая группа?

Ежегодно разрабатывается план мероприятий, направленных на снижение уровня неформальной занятости, легализации  «серой» заработной платы. Для тех, кого интересует этот вопрос, информация размещена на официальном сайте муниципального образования Абанский район.
Информация о работодателях, у которых предполагается наличие работников с неоформленными трудовыми отношениями, направляется администрацией района в прокуратуру для проведения проверок и оказания мер воздействия, т.к. полномочий на проведение проверок у органов местного самоуправления нет. Проверочные мероприятия могут строиться на сопоставлении численности работников и перечисляемых за них НДФЛ и страховых взносов с фактическими объемами работ (например, количество торговых точек и (или) количество зарегистрированной контрольно-кассовой техники с численностью работников).

Практикуется проведение совместных проверок с органами государственного контроля (прокуратура, МО МВД, других федеральных служб). По выявленным фактам нарушения законодательства принимаются необходимые меры.
Думаю, в будущем это направление работы будет только усиливаться, потому что государственная политика здесь начинает четко прослеживаться.
Эта работа невозможна без поддержки наших граждан. Поэтому создана специальная «Горячая линия» по вопросам неформальной занятости населения, куда можно обратиться. Мы уже публиковали эти сведения, но я хочу напомнить их еще раз.

Обращаться по всем вопросам на эту тему можно  по телефону 8 (39163) 22-514 - администрация Абанского района или 8 (39163) 22-262 - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Абанскому району, а так же  8 (39163) 22-515 - Управление Пенсионного фонда РФ в Абанском районе телефон 8 (39163) 22-347 - МО МВД  России «Абанский».

В рамках действующего законодательства будут рассматриваться и анонимные сообщения о фактах неформальной занятости и задолженности по оплате труда.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie